ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
А
Активность, 2
Амбиция, 2
Анкета (фр. enguete - список вопросов), 2
Б
Банк вакансий, 2
Безработица, 2
Безработные, 2
Биржа труда (служба занятости), 2
В
Вакансия, 2
Востребованность профессии на рынке труда, 3
Высшее профессиональное образование, 3
Д
Должностная инструкция (иначе - описание работ), 3
Должность, 3
Дополнительное образование, 3
Ж
Жизненная перспектива, 3
З
Заработная плата, 3
И
Индивидуальный стиль деятельности, 3
Инициатива, 3
Интеллект, 3
Интерес, 4
К
Карьера, 4
Квалификация, 4
Классификация профессий, 4
Коммуникативные способности, 4
Конкурентоспособность, 4
Конкуренция на рынке труда, 4
Курcы профессиональной подготовки, 4
М
Мастерство, 4
Медицинские противопоказания, 5
Методы оценки персонала, 5
Мотивация, 5
Мотивы профессиональной деятельности, 5
Н
Навыки, 5
Начальное профессиональное образование, 5
О
Образовательная область, 5
Образовательные уровни (образовательные цензы), 5
Общие способности, 5
Одаренность, 5
Ошибки в выборе профессии, 5
П
Повышение квалификации, 6
Подготовительные курсы, 6
Предмет труда, 6
Престиж (от фр. prestige - авторитет, влияние), 6
Проектирование профессионального пути, 6
Профессионализация, 6
Профессионализм, 6
Профессиональная адаптация, 6
Профессиональная информация, 6
Профессиональная компетентность, 7
Профессиональная мотивация, 7
Профессиональная обучаемость, 7
Профессиональная ориентация (от франц. orientation - установка), 7
Профессиональная подготовка, 7
Профессиональная пригодность, 7
Профессиональная проба, 7
Профессионально важные качества (ПВК), 7
Профессиональное призвание, 7
Профессиональное резюме, 7
Профессиональное самоопределение, 7
Профессиональные болезни, 8
Профессиональные вредности, 8
Профессиональные намерения, 8
Профессиональные ожидания, 8
Профессиональные притязания, 8
Профессиональные склонности, 8
Профессиональные способности, 8
Профессиональный отбор, 8
Профессиональный план, 8
Профессиональный подбор, 8
Профессиональный потенциал, 8
Профессиональный тренинг, 8
Профессия, 8
Профильный класс, 9
Профконсультант, 9
Р
Работоспособность, 9
Рабочая сила, 9
Рынок образовательных услуг, 9
Рынок труда (рынок рабочей силы), 9
С
Самооценка, 9
Способности, 9
Среднее профессиональное образование, 9
Т
Творчество, 9
Тест, 10
Тестирование (от англ. test - опыт, проба), 10
Требования профессии к человеку, 10
Труд, 10
Трудовые отношения, 10
Трудовые ресурсы, 10
Трудолюбие, 10
У
Удовлетворенность трудом, 10
Уровень притязаний, 10
Условия труда, 10
Ф
Формы обучения, 10
Ц
Целеполагание, 10
Ценностные ориентации (от франц. orientation - установка), 11
Ч
Человеческие ресурсы, 11
Э
Эффективное поведение на рынке труда, 11
Эффективность труда, 11
 
Активность
- способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней.
 
Амбиция
- обостренное самолюбие.
 
Анкета (фр. enguete - список вопросов)
– набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации.
 
Банк вакансий
- информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.
 
Безработица
- приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства; социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.
 
Безработные
- трудоспособные граждане, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, но не получившие от этой служба подходящей работы.
 
Биржа труда (служба занятости)
- государственная организация, на которую возложено решение вопросов трудоустройства населения; выплаты пособий по безработице; организации профессиональной подготовки и переподготовки и общественных работ.
 
Вакансия
- свободное место, незанятая должность.
 
Востребованность профессии на рынке труда
- соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.
 
Высшее профессиональное образование
– образование, цель которого – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
 
Должностная инструкция (иначе - описание работ)
- нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.
 
Должность
– комплекс необходимых служебных обязанностей человека на его рабочем месте.
 
Дополнительное образование
– образовательные программы различной направленности, реализуемые за рамками основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).
 
Жизненная перспектива
- целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи ожидаемых событий, от которых, по мнению человека, зависит его социальная ценность и смысл жизни.
 
Жизненное самоопределение
- это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.
 
Заработная плата
- 1) цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей; 2) величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, отражающая стоимость его труда.
 
Индивидуальный стиль деятельности
- устойчивая индивидуально-специфическая система средств, приемов, способов выполнения деятельности, позволяющая людям с разными индивидуально-типологическими особенностями добиваться равной эффективности при выполнении одинаковой деятельности, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.
 
Инициатива
- побуждение к действию, готовность к принятию решений и самостоятельным активным действиям, сознательное их выполнение.
 
Интеллект
- свойство личности, выражающееся в способности отражать в сознании предметы и явления объективной действительности в их существенных связях и закономерностях; общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению, сохранению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
 
Интерес
- форма проявления познавательной потребности, способствующая более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в положительном отношении, внимании к объекту интереса.
 
Интуиция (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть)
- знание, возникающее без осознания человеком путей и условий его получения; способность без логического продумывания находить правильное решение проблемы.
 
Карьера
- субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов, связанных с деятельностью работника; продвижение по служебной лестнице (от франц. cariera) - успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
 
Квалификация
- 1) степень и вид профессиональной подготовленности человека, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы; 2) характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности; 3) степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности.
 
Классификация профессий
- объединение профессий в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, компетенции, уровень образования и т.д. (например, классификация Е.А. Климова по предмету труда, классификация Дж. Голланда по типам профессий).
 
Коммуникативные способности
- вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в различных областях деятельности.
 
Конкуренция на рынке труда
- наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его.
 
Конкурентоспособность
- способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов; соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.
 
Курcы профессиональной подготовки
– образование, позволяющее приобрести трудовые навыки, знания и умения, необходимые для выполнения определенной работы, не сопровождающееся повышением образовательного уровня.
 
Мастерство
- высокий уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.
 
Медицинские противопоказания
- перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.
 
Методы оценки персонала
- способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и др.).
 
Мотивация
- использование мотивов поведения человека в целях управления его деятельностью; создание условий, обеспечивающих соответствие между интересами работника и работодателя.
 
Мотивы профессиональной деятельности
- внутренние побуждения, определяющие направленность профессиональной активности человека в целом и ориентации человека на саму профессиональной деятельности (процесс, результат и др.) или на сопутствующие ей факторы (заработок, льготы и др.)
 
Навыки
- автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.
 
Начальное профессиональное образование
- подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и др. училищах).
 
Образовательная область «Технология»
- часть федерального образовательного стандарта, включающая элементы производственного обучения школьников, профессиональной ориентации, формирования практических навыков и умений.
 
Образовательные уровни (образовательные цензы)
– 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование.
 
Общие способности
– система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.
 
Одаренность
- 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 3) совокупность задатков, природных данных, характеристика выраженности и своеобразия способностей.
 
Ошибки в выборе профессии
- затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями или недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора.
 
Повышение квалификации
- рост профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ более высокой сложности.
 
Подготовительные курсы
- краткосрочная (от 2-х недель до 8-ми месяцев) подготовка поступающих в вузы и ссузы по всем формам вступительных испытаний (экзамены, собеседование, тестирование); формы обучения: очная, вечерняя, заочная, очно-заочная - для иногородних.
 
Предмет труда
- система взаимосвязанных признаков вещей, процессов и явлений как материального, так и нематериального порядка.
 
Престиж (от фр. prestige - авторитет, влияние)
- результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. Престижность - значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии.
 
Проектирование профессионального пути
– создание профессионального проекта, включающего оценку возможностей и потребностей человека, внешних условий; определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления возможностей и потребностей человека с внешними условиями; анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения цели с учетом ресурсов и ограничений.
 
Профессионализация
- процесс становления профессионала, включающий выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение профессии; осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии.
 
Профессионализм
– высокая подготовленность к выполнению профессиональных задач, дающая возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий.
 
Профессиональная адаптация
- приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность - производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).
 
Профессиональная информация
- информация о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых ими к человеку, условиях труда, конкретных предприятиях региона и возможностях трудоустройства.
 
Профессиональная компетентность
– сочетание профессиональных знаний, умений, навыков и положительного опыта работы и профессионально важных качеств человека.
 
Профессиональная мотивация
- побуждения, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение профессиональных обязанностей.
 
Профессиональная обучаемость
- готовность к профессиональному развитию, овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся профессиональным условиям.
 
Профессиональная ориентация (от франц. orientation - установка)
- комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа ее получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учетом потребности рынка труда.
 
Профессиональная подготовка
– приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
 
Профессиональная пригодность
– сочетание психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективности труда при наличии специальных знаний, умений, навыков.
 
Профессиональная проба
- профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
 
Профессионально важные качества (ПВК)
- индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
 
Профессиональное призвание
– идеальное совпадение своих интересов, склонностей, способностей с требованиями конкретной профессии; высшая степень профессионального мастерства.
 
Профессиональное резюме
- краткое жизнеописание потенциального работника, где указывается его образование, опыт работы, профессионально важные качества и навыки, интересы и другая информация, которая может заинтересовать работодателя.
 
Профессиональное самоопределение
- процесс формирования отношения к профессиональной деятельности и способ ее самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.
 
Профессиональные болезни
- заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды.
 
Профессиональные вредности
– факторы производственной среды и условий труда, которые могут вызывать ухудшение здоровья человека (запыленность, загазованность, производственные шумы и т.д.).
 
Профессиональные намерения
- осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о профессии и путях ее получения.
 
Профессиональные ожидания
- мысленные представления о своих возможных профессиональных успехах или неудачах.
 
Профессиональные притязания
- стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности.
 
Профессиональные склонности
- избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.
 
Профессиональные способности
- индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.
 
Профессиональный отбор
- изучение и вероятностная оценка пригодности человека к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей.
 
Профессиональный план
- 1). образ профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближайших и дальних целей; пути, средства и условия их достижения целей; запасные варианты и пути их достижения. 2). представления человека о профессиональной деятельности, сложившиеся на основе его склада характера, склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.
 
Профессиональный подбор
- подбор профессии (не предъявляющей жестких требований к работнику) для человека по критерию профессиональной успешности.
 
Профессиональный потенциал
- совокупность возможностей и способностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности.
 
Профессиональный тренинг
- система приемов, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.
 
Профессия
- вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы.
 
Профильный класс
- форма подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения (например, гуманитарный, инженерный, медицинский, физико-математический класс).
 
Профконсультант
- специалист, оказывающий психологическую помощь в выборе профессии.
 
Работоспособность
- потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на требуемом уровне в течение определенного времени.
 
Рабочая сила
- 1) товар на рынке труда; 2) экономическая категория, выражающая способность к труду; совокупность физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков человека, использующего их для производства жизненных благ; 3) численность населения, предлагающего свой труд на рынке рабочей силы.
 
Рынок образовательных услуг
- система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на территории.
 
Рынок труда (рынок рабочей силы)
– система, позволяющая продавцам (ищущие работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.
 
Самооценка
- оценка человеком своих ресурсов. Самооценка является важным регулятором поведения личности, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и личностное развитие.
 
Способности
- индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности.
 
Среднее профессиональное образование
- подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.
 
Творчество
- деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
 
Тест
- в психологии - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий; основной инструмент психодиагностического обследования.
 
Тестирование (от англ. test - опыт, проба)
- метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты) и применяемый для измерения индивидуальных различий в психологическом консультировании.
 
Требования профессии к человеку
- требования, которые предъявляет профессия к личности работающего.
 
Труд
– 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; 2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; 3) результат деятельности, работы, произведение.
 
Трудовые отношения
- совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между действующими лицами по поводу отношений занятости.
 
Трудовые ресурсы
- часть населения страны, имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве.
 
Трудолюбие
- черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности.
 
Удовлетворенность трудом
- эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.
 
Уровень притязаний
- выбор человеком цели, которая может соответствовать или не соответствовать интеллектуальным, психофизическим, материальным возможностям человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью и критичностью.
 
Условия труда
- сочетание социальных и производственных факторов, в которых работает человек (оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска; технические, санитарно-гигиенические и производственно-бытовые условия).
 
Формы обучения
- дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.
 
Целеполагание
- это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.
 
Ценностные ориентации (от франц. orientation - установка)
- установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.
 
Человеческие ресурсы
– население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.
 
Эффективное поведение на рынке труда
- способность успешно решать вопросы своего трудоустройства.
 
Эффективность труда
- показатель объема труда, вложенного в организацию работником.

Сопровождение сайта: Жданеня Евгения Викторовна minsk.sch111@gmail.com

Сайт зарегистрирован в Государственном регистре информационных ресурсов РБ. Регистрационное свидетельство №: 1441101602 от 16.06.2011г.