РусскийБеларускiEnglish

Внедрение  модели

формирования специальных профессиональных компетенций

по работе с детьми с особенностями психофизического развития

у педагогических работников

 посредством сетевого взаимодействия учреждений образования

 

2014 – 2017г.г.

 

Актуальность инновационной деятельности

  Сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной формой коммуникации, которая позволяет учреждениям образования не только выживать, но и динамично развиваться. При сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.

 Современный этап развития системы специального образования в Республике Беларусь характеризуется вариативностью условий, в которых могут получать образование учащиеся с особенностями психофизического развития (ОПФР), – как в учреждениях специального образования, так и в учреждениях общего среднего образования при организации в них интегрированного обучения и воспитания. Однако такая ситуация выдвинула ряд проблем, связанных с состоянием подготовленности педагогов к работе в условиях образовательной интеграции. Наиболее острая проблема – уровень подготовленности педагогических работников учреждений общего среднего образования к обучению учащихся с особенностями психофизического развития. Если ранее с детьми с ОПФР работали лишь специально подготовленные специалисты (учителя-логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренопедагоги), то организация интегрированного обучения предусматривает активное включение в образовательный процесс и других специалистов учреждений образования – в первую очередь, учителей, осуществляющих образовательный процесс на I-ой ступени общего среднего образования и учителей-предметников, осуществляющих образовательный процесс на II -ой ступени общего среднего образования. Вместе с тем, педагоги, не имеющие специального дефектологического образования, часто испытывают затруднения и даже растерянность при обучении детей с особенностями психофизического развития, так как перенос известной им методики обучения в практику работы с «особым» ребенком не дает ожидаемых результатов. Вследствие такого обучения ребенок не овладевает потенциально доступным ему объемом предметных знаний и умений. Все сказанное свидетельствует о том, что учителя, работающие в классах интегрированного обучения и воспитания, нуждаются в овладении специальными профессиональными компетенциями по работе с учащимися с особенностями психофизического развития.

Таким образом, актуальность инновационной деятельности по внедрению моделиформирования специальных профессиональных компетенций по работе с детьми с особенностями психофизического развития у педагогических работников   посредством сетевого взаимодействия обусловлена такими факторами:

  • наличием объединяющей цели, основополагающей идеи для всей сети;
  • необходимостью повышения качества обучения учащихся с особенностями психофизического развития, получающих образование в условиях учреждения общего среднего образования;
  • потребностями педагогических работников в получении результата своей деятельности при работе с  учащимися с особенностями психофизического развития;
  • необходимостью повышения уровня компетентности учителей в вопросах методики обучения учащихся с особенностями психофизического развития для обеспечения ее результативности;
  • наличием эффективного опыта у учителей, осуществляющих образовательный процесс на I-ой ступени общего среднего образования,  в обучении детей с особенностями психофизического развития;
  • наличием квалифицированных кадров с высоким творческим потенциалом (администрация школы, учителя, осуществляющие образовательный процесс на I-ой ступени общего среднего образования, учителя-предметники, учителя-дефектологи);
  • наличием опыта осуществления нашим учреждением инновационной деятельности (инновационный проект  «Внедрение модели формирования толерантного отношении социума школы к учащимся с особенностями психофизического развития»  в 2010-2013 г.г.);
  • включением школы в перечень площадок для Академии последипломного образования и систематическим проведением на ее базе практических занятий со слушателями повышения квалификации и переподготовки по вопросам интегрированного обучения и воспитания;
  • активным участием администрации школы и педагогических работников в международных и республиканских научно-практических конференциях и семинарах (г. Гродно 25-26 октября 2012г. «Комплексный подход к организации образовательного процесса лиц с ОПФР», Протасевич С.М.; г. Витебск 15-16 ноября 2012г. «Организация образовательного процесса детей с ОПФР II-ой ступени общего среднего образования», Пашкевич В.И.; «Педагогическая поддержка учащегося начальной школы как условие успешного личностного развития» (для слушателей повышения квалификации МГИРО - учителей начальных классов) 28.02.2013 и 29.01.2014г.; «Комплексный подход к организации образовательного процесса  детей с особыми образовательными потребностями и формированию толерантной среды» (для слушателей повышения квалификации АПО  - учителей-дефектологов  классов интегрированного обучения и воспитания) 25.09.2013; «Комплексный подход к организации обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» (для слушателей повышения квалификации АПО  - учителей-дефектологов  классов интегрированного обучения и воспитания) 10.10.2013; «Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР» (для слушателей повышения квалификации АПО  - учителей-дефектологов  классов интегрированного обучения и воспитания) 13.12.2013г..Международная научно-практическая конференция для представителей  управлений образования г. Волгограда и Волгоградской области: «Особенности организации работы в классах интегрированного обучения и воспитания» 13.12.2012г.; в ноябре 2012г. – приняли делегацию из Таджикистана с целью презентации опыта работы в классах интегрированного обучения и воспитания);
  • публикационной активностью администрации и педагогов школы (9публикаций по вопросам интегрированного обучения и воспитания);
  • активной деятельностью ресурсного центра по направлению «Интегрированное обучение и воспитание»;
  • наличием внешней поддержки (Минский городской  ЦКРОиР, МГИРО, кафедра дефектологии Академии последипломного образования, Комитет по образованию).

Цель инновационной деятельности: повышение качества обучения учащихся с особенностями психофизического развития  за счет формирования у педагогических работников специальных профессиональных компетенций по работе с учащимися с особыми образовательными возможностями посредством сетевого взаимодействия.

Задачи инновационной деятельности:

  • изучение литературы по теме инновационной деятельности; составление аннотированных списков литературных источников;
  • анализ реальной ситуации в школе в контексте темы инновационной деятельности (выявление у учителей-предметников трудностей, проблем достижения качества обучения учащихся с особенностями психофизического развития, анализ использующихся психолого-педагогических средств решения проблем);
  • реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в рамках сетевого взаимодействия учреждений образования;
  • проведение мониторинга работы образовательных сетей;
  • разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательной сети;
  • знакомство с опытом работы других школ республики и зарубежья по данному направлению;
  • определение плана внедрения модели формирования специальных профессиональных компетенций по работе с учащимися с особенностями психофизического развития у учителей-предметников в практику работы учреждений образования;
  • разработка методического сопровождения инновационной деятельности;
  • организация систематической работы по повышению инновационной компетентности школьных специалистов;
  • стимуляция творческой активности педагогических работников, желания осваивать и реализовывать все лучшее, что есть в науке и педагогической практике для повышения качества интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР;
  • организация трансляции эффективного опыта по формированию специальных профессиональных компетенций по работе с учащимися с особенностями психофизического развития у учителей в учреждениях образования города, республики (средства массовой информации, семинары, конференции и др.).

Заместитель директора по учебной работе                             В.И.Пашкевич

Разработка дизайна и сопровождение сайта: Anton Usertiger, usertiger(@)tut.by

Сайт зарегистрирован в Государственном регистре информационных ресурсов РБ. Регистрационное свидетельствово №: 1441101602 от 16.06.2011г.