РусскийБеларускiEnglish

Использование психологических и педагогических диагностических методик в работе с детьми с ОПФР
 
Методика «Социометрия»
       Используется для исследования межличностных отношений, степени сплочённости-разобщённости, степени авторитета членов групп (лидеры, звёзды, отвергнутые). Возраст – дошкольный, школьный. Стимульные материалы: список группы, бланк опроса, социоматрица. Формируется критерий выбора в виде вопроса социометрического теста. Критерии могут быть формальными и неформальными (первыми измеряются отношения к совместной деятельности, вторыми – эмоциональные личностные взаимоотношения). Составляется опросник. Опросу подвергаются все члены групп. В процессе вопроса экспериментатор следит за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой. Не следует торопить с ответом. Выбор: 3-5 человек. Полная свобода выбора. Обработка результатов: составление таблицы с результатами опроса. На основе таблицы можно строить социограммы в виде схемы мишени. Внутренний круг – зона «звёзд» (лидеры с максимальным количеством выборов; если в эксперименте разрешен I выбор, то к ним относятся те, кто получил 4 голоса и более, при 2 выборах – 6; при 3 – 7; при 4 – 8; при 5 выборах – 9 голосов), следующий круг – зона «предпочитаемых» (набравшие количество голосов выше среднего показателя, но не больше максимума), третий круг – зона «принебрегаемых»(набравшие количество голосов ниже среднего показателя), четвёртый круг – зона «изолированных» (отвергнутые коллективом, это те члены коллектива, кто не получил ни одного предпочтения). Большое значение для определения степени сплочённости коллектива имеет количество взаимных выборов.
 
Методика «Классификация геометрических фигур»
(Ивановой). Действительна для исследования наглядно-образного мышления (способности к обобщению, абстрагированию), исследования динамических характеристик мышления: гибкости, целенаправленности. Возраст: 5-8 лет. Ограничения – для незрячих. Стимульные материалы: 2 набора карточек по 12 фигур (1-ый набор используется при выполнении основного задания: в нём 3 фигуры красные, 3 – жёлтые, 3 – синие, 3 – синие, 3 – зелёные; среди них 4 - треугольники, 4 квадрата, 4 – круга; 6 больших, 6 маленьких; 2-ой набор – для нейтрального задания). Техника проведения:  три признака (цвет, форма, величина). 1) «Рассмотри картинки» - разложи подходящие к подходящим. Возможна помощь взрослого. По окончания раскладывания ребёнка просят объяснить, почему он так разложил. После выполнения задания карточки перемешиваются. 2) Теперь разложи их по-другому, но тоже подходящие к подходящим. Если ребёнок не выделяет принцип классификации можно оказать помощь (экспериментатор задаёт вопросы и подсказывает путь объединения фигур). После выполнения ребёнок объясняет, почему он так положил. 3) Вновь перемешиваются карточки. «Разложи на группы – подходящие к подходящим так, чтобы получилось 2 группы» (группировка по величине, помощь также оказывается). 4) Контрольное задание: «Разложи на группы по разным признакам». Оценка: сколько нужно было провести уроков, смог ли сказать по какому признаку классифицировал карточки, сумел ли ребёнок абстрагироваться от других признаков.
 
Методика«ШТУР»
Предназначена для определения умственного развития. Характерные особенности: единый тест, задания которого построены на основе школьных программ, не используется возрастной норматив, а используется социально-психологический. Норматив (по какой программе успешен ребёнок). Подбор понятий проводиться по принципам: 1) вводимые в задания теста понятия д.б. достаточно общими, определяющими уровень усвоения предмета, составляющие основу понимания соответствующих школьных дисциплин. 2) понятия должны составлять аналогичный фонд знаний, который необходим любому человеку. 3) включаемые в тест понятия должны соответствовать жизненному опыту ребёнка, данного возраста и должны пониматься детьми. Тест ШТУР содержит задания пяти видов, составление 6 субтестов: а) осведомлённость (2 субтеста); б) аналогичен (1 субтест); в) обобщение (1 субтест); г) классификация (1 субтест); д) смысловые ряды (1 субтест). Следует контролировать время выполнения субтестов с помощью секундомера. Не помогать испытуемым при выполнения задания.
 
Методика «Формирование искусственных понятий»
Предназначена для исследования образного мышления (анализ, синтез, логика, рассуждение, сравнение). Эту методику предложил Л.С. Выготский, воплотил – Сахаров. Стимулирующий материал: геометрические фигуры (из дерева). Фигуры различаются по трём признакам: величина; форма; 2 оттенка. На днище есть надпись. Техника: помощь не оказывается , время не ограничивается. Инструкция – вербальная: «Этим фигурам даны необычные имена – Цеф, Бик, Лак. Найди все фигура, которые называются «Цеф». Испытуемый берёт фигуру, а там написано «Бик», ребёнок ищет дальше (по логике такую, которая не похожа) – операция анализа. После выбора предлагается дать вербальное описание.
 
Методика «Доски Сегена»
Она может быть применена для исследования наглядно-действенного мышления. Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками (имеются варианты этих досок различной сложности). Элементарная доска из 4 вкладок доступна для предъявления детям с 2-х лет. Наиболее распространённый вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше 3-х лет. Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок. Методика проведения опыта. Экспериментатор показывает ребёнку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вернуть их на место. Трудности при выполнении заданий указывают на недостатки зрительного восприятия и недостаточный уровень сформированности наглядно-действенного мышления. Оценка: 1) справился – не справился, 2) с помощью – без помощи, 3) каким способом.
 
Методика «Существенные признаки»
Действительна для исследования категориального мышления, а именно для понимания степени близости родового и видовых понятий у детей школьного возраста и подростков (9-15 лет), для исследования способности ребёнка к анализу, синтезу, обобщению вербального материала. А также для исследования самостоятельности, критичности, целенаправленности, внимания. Стимульный материал: бланк методики (левая часть заполняется испытуемым, правая – психологом). Техника. Инструкция даётся с опорой на бланк. Психолог должен увериться в том, что ребёнок правильно понял задание – «Посмотри внимательно на этот лист. На нём слева написаны слова-понятия (ребёнку показывают и читают): сад, река, город и т. д. К каждому слову-понятию относится несколько его признаков (показывает). Например, к понятию «сад» - растения, садовник, собака. Среди этих признаков есть 2 существенных, а есть второстепенные. Твоя задача – правильно определить существенные признаки и отметить их на бланке плюсом галочкой». С детьми 9 лет можно разобрать один пример, а затем предоставить возможность выполнить задание самостоятельно. Детям 10-11 лет и старше дать возможность сначала поработать по той инструкции, которая дана выше. Если не справляются, то разобрать один пример. Оценка. После того, как ребёнок выполнил задание, психолог заполняет вторую часть бланка (+ - правильные ответы, а также фиксируются ошибки). Дети 10-11 лет допускают иногда небольшие ошибки и сами их исправляют. Анализ результатов. Методика даёт представление о способности сконцентрироваться на задании, проанализировать задачу, выделять главные признаки. Дети, которые способны справиться с заданием самостоятельно, умеют концентрироваться. Дети, которые понимают смысл задания, но требуют постоянной помощи, характеризуются хорошим интеллектуальным потенциалом, но испытывают неуверенность в своих интеллектуальных способностях.
 
Методика «Толкование метафор, поговорок». Загадки
  Действительна для исследования вербального мышления, целенаправленности, критичности. Возраст: 5,5 лет – млад. шк. Форма индивидуальная. Стимульный материал: карточки с написанными пословицами. Техника: ребёнку называют несколько часто употребляемых метафор и пословиц и просят объяснить их отвлечённый смысл. Буквальное толкование пословицы, метафоры свидетельствует о недостаточности уровня обобщения. Сравнение пословиц. С помощью этой методики исследуют процесс обобщения нового материала. Испытуемому дают карточки, на которых написаны специально подобранные пословицы, и предлагают сгруппировать их, разделив на пары либо по смыслу. При этом испытуемые обнаруживают не только понимание переносного смысла отдельных пословиц: сопоставляя их, они отделяют существенные признаки от случайных. Результаты исследования свидетельствуют об особенностях ассоциативных связей, в частности, способствуют выявлению ассоциации по «слабому признаку» отнесения фраз к пословицам. Вариант, предложенный Зейгарник. Испытуемому предлагают серию табличек, где написаны пословицы или метафоры и большое количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, которые соответствуют переносному смыслу пословиц и т. д., которые сходны лишь в формальном лексическом отношении. В начале убеждаются, что ребёнок понимает переносный смысл пословицы, затем ему предлагают подобрать к каждой пословицы соответствующую фразу. «Куй железо пока горячо» - этот вариант требует более высокого уровня обобщения, чем одно лишь объяснение переносного смысла. Существует три уровня толкования пословиц: 1) буквальный явный, 2) через конкретный пример,  3) уровень толкования в общем плане, без конкретизации. Загадка. Зависит от возраста. Загадка должна содержать большое количество признаков, т.к. важно не то, отгадал ребёнок или нет, а то, как он рассуждал, все ли признаки использовал при угадывании. Нельзя давать загадки, ответ на которые ребёнок знает. Помощь может быть оказана в виде карточки с изображением нескольких предметов, среди которых есть отгадка. Если ребёнок назвал отгадку, спросить его, почему он так думает. Дети часто абстрагируются от признаков, выбирая один.
 
Беседа как метод в диагностики особенностей психофизического развития
Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребёнка в результате обсуждения их с родителями или педагогами. Часто родители или педагоги сами обращаются к психологу за консультативной помощью. Цель беседы – обмен мнениями о психическом развитии ребёнка, обсуждение характера, степени и возможности причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребёнка. При проведении беседы психолог должен соблюдать следующие требования:
1 беседа должна побуждать и поддерживать у родителей или педагогов интерес;
2 между участниками беседы создать доверительные отношения;
3 продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы;
4 психолог не должен открыто критиковать воспитательные действие родителей;
5 желательно участие в беседе обоих родителей;
6 нужно стремиться к выработке у родителей реальных представлений о психофизических особенностях ребёнка и его трудностях;
7 во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и определить их задачу.
 
МетодикаКогана «Совмещённая проба»
Предназначена для наглядно0одразного мышления, а так же работоспособность, параметрическое внимание. Возраст: младший школьный. Стимулирующий материал: таблицы с разными геометрическими фигурами (5*5 или 7*7), набор карточек 25 или 49, они д.б. того же цвета, что и на таблице.Техника: 1 этап. t 1Время, за которое он пересчитывает карточки.
2 этап. t 2Время, за которое он различает по цветам, считая. 3 этап. t 3Время, за которое он различает по формам, считая; 4 этап. t 4Время, за которое он разлаживает в таблицу. t 1+ t 2+ t 3= t 4+10% - норма. Проба выполняется тогда, когда ребёнок хорошо считает и нет грубых нарушений восприятия цвета. Доска Когана. Валидна: умение соотносить по двум признакам. Время не ограничено. Можно для УО, ЗПР, старшие дошкольники. Хорошо видна самостоятельность, критика. Использования различных видов помощи: инструкция – показ – совместные действия. Дети с N не долее 2х проб, дети с УО – 6 проб. Оценка: удерживание двух признаков. Дети с нормой исправляют свои ошибки.
 
Методика«Рассказы со скрытым смыслом»
Предназначена для исследования овладения детьми причинно-следственными и пространственно-временными отношениями на материале, понимания ими смысла рассказа, вербального мышления и уровня развития речи. А так же самостоятельность, критичность, целенаправленность, внимание. Возраст: 5-11 лет (от характера рассказа). Стимулирующий материал: бланк протокола, в котором отмечают уровень понимания ребёнком скрытого смысла рассказа: полное понимание, частичное понимание, конкретное понимание, неправильное понимание. Техника. Экспериментатор читает вслух рассказ. Обычно используют короткие рассказы, чтобы сэкономить время исследования, не переутомить ребёнка и т.д. рассказы содержат скрытый смысл и от ребёнка требуется не перечисление событий, а некоторая догадка. «Сейчас я расскажу тебе интересный рассказ. Ты должен запомнить и рассказать», затем ему задаются вопросы по содержанию. Если дети не понимают рассказ, то им задаются наводящие вопросы (стимулирующая помощь) и оказывается эмоциональная поддержка. Многие дети 5-6 лет понимают рассказ с помощью взрослого. Для установления уровня понимания ребёнком рассказа рекомендуется метод персонификации (действующее лицо – ребёнок). Напр. рассказ «Сахар» «Куда делся сахар? Какой чай был по вкусу? И т.д.» Тестирование проводиться индивидуально.
Интерпретация результатов: дети 6 лет понимают смысл рассказа «Сарах» (смеются, улыбаются, комментируют). Если ребёнок тревожного склада или смущается, то он часто не может отвечать на вопросы. Если использовать персонификацию, то ребёнок начинает правильно отвечать на тестовые вопросы. Исследуя уровень понимания ребёнком той или иной ситуации, важно учитывать мелочи (знает ли ребёнок, что сахар бывает в виде кусочков).

Методика Хоппе

    Предназначена для исследования уровня притязаний, исследования личности, которое может определяться уровнем трудности выбираемой цели. Анализирует качественное решение задач. Возраст: школьный возраст, взрослые.Стимулирующий материал: набор заданий в зависимости от уровня и возраста детей (вопросы из разных областей, арифметические задачи, конструирование); карточки, на которых напечатаны номера 12(20).
Техника. Карточки выкладываются перед ребёнком (1+12).
«Сейчас мы будем решать задачи разной трудности». 1-ая – самая простая, 2-ая – самая сложная. На карточке написан только номер. Ребёнок выбирает задачу, ориентируясь только на номер, задачу я скажу позже.. для решения каждой задачи отводиться определённое время, если не решит за это время , то задача будет считаться нерешённой. Выбирает задачу, уровень которой зависит от уровня притязания. Если самооценка занижена – 3, ребёнок тревожен – 1, завышена – 10. Экспериментатор даёт задачу, учитывая возраст и способности ребёнка. Создание ситуации успеха (неуспеха) решает экспериментатор. Интерпретация: если ребёнок решает задачу от более простой к сложной, то у него адекватный уровень притязаний. Если ребёнок не решает 7 задачу, а следующий выбирает 12, то у него не адекватный уровень притязаний. У ребёнка выявляется психопатический характер, если наблюдается шараханье (3 затем 20). Фиксируется наличие интереса, мотивации. Если выбирает лёгкие задачи, то необходимо создать ситуацию успеха; если выбирает сразу трудные – нужно создать ситуацию неуспеха. Если выбирает только лёгкие задачи, необходимо дать предельно лёгкую задачу (3+2), чтобы исчез смысл выбора таких заданий. Успешное решение создаёт у людей уверенность в своих возможностях.
 
Методика  А.Р. Лурия «10 слов»
Предназначена для исследования состояния памяти (непосредственного запоминания, активности внимания, утомляемости). Возраст: 4-7 лет. Стимулирующий материал: заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи; бланки с несколькими сторонами под номером, для результатов воспроизведения. Рубинштейн предлагал давать инструкцию в несколько этапов:1 этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушай их внимательно. Когда закончу – повтори столько слов, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» взрослый медленно и чётко читает слова. Ребёнок должен их назвать. 2 этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова. Ты опять должен повторить их. Назови и те слова, которые называл, и те которые в первый раз пропустил». Перед 3-5 этапом взрослый просто говорит «Ещё раз». Далее заполняется протокол и по нему составляется «кривая запоминания». Так у здоровых детей с каждым повторением растёт число правильно названных слов. Умственно отсталые дети воспроизводят меньшее число слов, может демонстрировать застревание на «лишних словах». Если ребёнок сразу воспроизведёт 8-9 слов, а потом с каждым разом меньше (на графике кривая снижается), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует о эмоциональной вялости ребёнка, отсутствие у него заинтересованности. Для исследования долговременной памяти эксперимент проводят ещё раз через 30-60 мин. У здоровых детей с каждым воспроизведение растёт число правильно названных слов. Зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность и неустойчивость внимания.
 
Методика «Простые аналогии»
Предназначена для выявления характера логических связей и отношений между понятиями. Возраст от 10 лет. Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги. Техника. Инструкция: «Посмотри, здесь написаны два слова – сверху слово «лошадь», а снизу – «жеребёнок». Какая между ними связь? (жеребёнок – детёныш лошади).Справа сверху написано одно слово – «корова», а снизу 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать одно, которое относится к слову «корова», т.е. чтобы оно обозначало детёныша коровы (это д.б. «телёнок»). Для этого надо сначала установить связь между словами слева, затем – справа. Тестовый материал: Лошадь – жеребёнок; корова – пастбище, молоко, рога, телёнок, бык и т.д. – всего 32. Интерпретация: обычно ребёнок усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если ребёнок делает случайные ошибки. 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной мотивации, а потом без напоминания решает правильным образом. Посчитав количество правильных и ошибочных ответов, анализируя характер установочных связей. Между понятиями, конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладание наглядных или логических форм.
 
Методика«Исключения из ряда однородных предметов»
Предназначена для обследования мышления человека, позволяет установить уровень обобщения, особенности протекания процессов анализа и синтеза. Возраст: с 3 до подросткового возраста.Стимулирующий материал: 28 карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета. Три из которых, имеют общий признак, а у одного предмета, подлежащий исключению, признак отсутствует. Все карточки разбиты на 7 групп (по 6 в каждой).  Сложность задания нарастает от группы к группе. Каждая карточка имеет один вариант решения, за исключением 6 группы – имеет две решения, 7 группа – задание с провокацией (например: конечности и ухо). Проводиться в индивидуальной форме. Техника проведения: «Посмотри, три из картинок подходят друг к другу – их можно назвать одним словом, а одна картинка лишняя – сюда не подходит. Какая картинка здесь лишняя?».После того, как ребёнок укажет необходимо спросить: «Почему ты так решил? Объясни?». Интерпретация: дети с хорошим интеллектом способны выполнить задания на простые обобщения в 3 года, с 4 лет справляются с 1 и2 группами – стандартные обобщения, с 5 лет – 1-3 группы дифференцированные обобщения (например: всё женская обувь и одна пара мужская), с 6 лет - 1-4 группы, т.е. здесь обобщение более сложные по существу и по названию (например: струнные музыкальные инструменты и звонок колокольчик). Следовательно, детей могут затруднять сложные речевые формулировки, объяснение некоторых решений, однако сам процесс выделения лишнего предмета у них уже сформирован.В 7-8 лет м.б. затруднения в заданиях с двумя решениями. Дети 9-10 лет в норме должны справиться со всеми видами заданий.Дети с умственной отсталостью с лёгкой степенью (6-7 лет) без специального обучения строят обобщения по конкретным признакам: цвет, форма, размер и часто обобщение у них строится по ситуации. Затруднения выражаются в речевых обобщениях. Дети с ЗПР (6-7лет) могут выполнять стандартные обобщения, но плохо знают обобщающие слова и испытывают затруднения в заданиях, в которых требуется дать развёрнутое обобщение в речи.
 
Методика «Соотнесение по цвету», «Пирамидка»
Первая предназначена для относительно наглядных форм мышления – операции соотнесения по цвету. Доп.: моторика, внимание, зрительное восприятие. Возраст: 2,5-3 года. Стимулирующий материал: набор геометрических форм, которые отличаются только по цвету. Техника: 3 этапа, исходя из возраста ребёнка. I. «Соотнесение по цвету». Выбираете из набора цвет: «Найди такой же». Вывод: соотносит или не цвета. II. «Различение цвета». «Возьми синий». Вывод: различает или нет цвета. III. «Знание цвета». «Назови, какого цвета». Вывод: знает или нет цвета. Время не ограничивается. протокол заполняется. «Пирамидка». Предназначена для исследования операции соотнесения по величине. Возраст: 2-3 – 6 лет. Ограничение: нарушение зрения, ОДА. Стимулирующий материал: пирамидка в зависимости от возраста от 4-5 до 12 колец. Инструкция: вербальная или показ. При ребёнке разобрать и предложить «Сделай, как было». Время не ограничено. Виды помощи: организация; показ; обучение.
 
Методика «Сюжетный ряд»
Предназначена для исследования мышления (анализ, причинно-следственные связи) и речи (связное высказывание).
Методика – нестандартизированная. Возраст – зависит от характера стимульного материала (старший дошкольный возраст – начальная школа). Помощь: 1) если ребёнок не может выложить ряд, то уточнить содержание каждой картинки произвольно, без логики. «На этих картинках изображена одна и та же история. Ты должен разложить их по-порядку. Что было в начале, что потом, и чем всё закончилось». 2) если ребёнок всё равно затрудняется выложить первую картинку, обсудить каждую, а затем предложить ребёнку составить рассказ по серии картинок. Сюжеты должны быть знакомы детям в опыте, но – что касается изучения мышления - ……….., а связная речь – да. Мышление (картинки: мужчина ест, на столе кувшин с водой и стакан. По мере еды кувшин пустеет – выложи ряд). Интерпретация: свободная. Если речь, то лексика, характер предложений, количество дополнений. Если мышление, то умение устанавливать связи.
 
 
 
Методика«Пиктограмма»
Предназначена для выявления особенностей опосредованного запоминания и специфики мыслительной деятельности ребёнка.Применима для исследования ассоциативного процесса, самостоятельности, служит инструментом в изучении мыслительной деятельности подростков и взрослых. Возраст: 8-9 лет.Необходимые условия: достаточная сформированность графических навыков.Стимулирующий материал: лист бумаги А4, простой карандаш.Техника.Инструкция: «Я буду говорить слова и словосочетания (для более взрослых), а тебе нужно нарисовать что-нибудь такое, что поможет вспомнить каждое слово. Можно рисовать, как получается, лишь бы это помогло тебе потом воспроизвести слово. Цифры и буквы писать нельзя».Взрослый читает, ребёнок рисует. Нельзя показывать свои эмоции. После изображения каждого рисунка ребёнка просят объяснить, как и почему этот рисунок напоминает ему это слово. Такой запас рисунка отражает запас знаний и представлений ребёнка, особенности его индивидуального опыта. В протоколе регистрируются предъявляемые слова , время рисования, характер рисунков, объяснение ребёнка, объём самого рисунка. В зависимости от того насколько ребёнок устанавливает опосредованные связи, ему предлагаются то более легкие, то более трудные конкретные и абстрактные словосочетания. Предлагается запомнить от 7 до 10 слов через 30-60 мин. предъявить рисунки ребёнку и предложить воспроизвести слова.«Посмотри на свои рисунки. Для какого слова ты их рисовал? Вспомни это слово»Оценка: при оценке результатов, прежде всего, подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством слов, предъявляемых для запоминания. Анализируют:
1) рисунки детей (манера держать наклонные линии, сила нажима, расположение на листе);
2) доступность процесса опосредования с помощью пиктограмм;
3) адекватность графического изображения;
4) критичность к результатам своей деятельности;
5) характер и особенности воспроизведения пиктограмм (конкретный, схематичный, образный рисунок).
Интерпретация: 50 % и менее правильных ответов свидетельствуют о нужном уровне опосредованного запоминания.
 
Методика«Корректурная проба»
Предназначена для определения объёма внимания и его концентрации – по количеству сделанных ошибок; волевой готовности. Норма объёма внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков, 8-10 лет – 600 знаков. Время работы – 5 мин.Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы просматривая ряды букв слева на право, вычёркивать те же буквы, что и первом ряду. Работать надо быстро и точно.Стимулирующий материал: бланки с рядами букв для дошкольников. Стандартный лист бумаги с рядами чередующихся геометрических фигур, а также образец, который поможет ориентироваться в задании. Инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на эти фигуры. Ты должен будешь вычёркивать некоторые из них по правилу. Запомни: круг вычёркивай косой линией справа налево, квадрат – слева направо, треугольник – крест-накрест. Повтори, и начнём работать». Сначала детям дают карандаш и лист бумаги с нарисованными фигурами. Детей просят провести вертикальную черту. Если дети плохо поняли, положить перед ними схему-образец. Если ребёнок смотрит в окно, то сказать «ты устал? Осталось поработать 1 мин. или осталось зачеркнуть одну строчку». Посмотреть повысилась ли его работоспособность. Анализ результатов. Проанализировать умение детей, принять задание. Ошибкой считается не только неправильно зачёркнутая, но и пропущенная фигура. На более высоком уровне находятся дети, которые принимают задания, но только виде схемы – уровень волевой регуляции – норма для 5,5 лет. В 6-7 лет дети в норме принимают словесную инструкцию (такие дети готовы к обучению). Не менее важным показателям является уровень концентрации внимания. Он определяется по количеству ошибок, которые делает ребёнок. В норме дети 5-6 лет могут без ошибок работать 4-5 мин., в 7лет -10 мин. При 1-2 ошибок, которые ребёнок допускает в течении 1 минуты работы, уровень концентрации внимания считается норма. После 5 мин. (в 7-10лет) количество ошибок резко увеличивается, дети начинают отвлекаться.После слов «тебе осталось работать 1 минуту» должно уменьшиться количество ошибок.
Измеряется уровень волевой готовности – принятие инструкции и форма, в которой она принимается.
 
Методика «Недостающие детали»
Предназначена для исследования понимания коммуникативно-бытовых ситуаций на наглядном материале, а так же самостоятельность, целенаправленность, внимание. Возраст: 3-6 лет, с ОПФР – младшие школьники. Стимулирующий материал: 11 сюжетных картинок из жизни детей, 1 опорная карточка, подсказка (изображение отдельных предметов, недостающих по смыслу в каждой сюжетной картинке, большого размера). Техника. Ребёнку показывают картинку и поясняют словами: «Девочка собирается спать. Есть одеяло, есть кровать. Чего не хватает?» Если ребёнок отвечает, то предложить более сложное задание (девочка развешивает бельё). Для детей 3-4 лет – подсказка (показать карточку-опору и убедиться, что предметы ему знакомы – ребёнок называет предметы или показывает, где нарисовано). Интерпретация: если ребёнок справился с заданием, то он понимает смысл предложенных сюжетов и может решить мыслительные задачи на невербальном уровне.
Дети с ОПФР выполняют задание при условии, что они с самого начала работают с опорой на карточку-подсказку.
 
 
Методика «Выявление закономерностей в ряду»
Предназначена для исследования уровня обобщения. Основной её смысл в выявлении закономерностей. Стимулирующий материал: набор чёрных и белых брусков или чёрных и белых прямоугольников, одинаковой величины (модификация). Техника: Испытуемому предлагается по очереди 3 экспериментальных задания возрастающей сложности. Предлагается удлинить начатый экспериментатором «заборчик». 1 задание: 45 45. /2 задание: 45 6 455. /3 задание: 45 456 4555. При анализе выполнения задания обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснения принципа выполнения задания, насколько стереотипен изображённый образ действия, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Методика была предназначена для диагностики УО.
 
Методика «Типологические опросники»
Личностные опросники – это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Выделяют следующие виды личностных опросников: типологические опросники; опросник черт личности; опр. мотивов; опр. интересов; опр. ценностей; опр. установок. Типологический подход является основанием для разработки типологических опросников личности. При использовании типологических опросников диагноз ставится на основе сопоставления индивидуальных результатов с соответствующими типами личности, представленными в опроснике, и определения степени их сходства.
1.Минесотский многопрофильный личностный опросник. Его авторы – С.Хетуэн, Дж. Маккикли, 1941. Создатели этого опросника ставили перед собой задачу разработать удобную и простую для широкого практического применения клиническую методику, позволяющую различать норму и некоторые психические заболевания. Для составления его утверждений использовались жалобы больных, описания симптоматики психических заболеваний в клинических руководствах, а также ранее разработанные опросники. Содержание заданий этого опросника широко охватывает такие области как здоровье, социальные, политические, религиозные, сексуальные отношения, вопросы образования, работы, семьи и брака, а также наиболее извитые невротические и психотические типы поведения, такие как маниакальные состояния, галлюцинации, фобии. В 90-е гг.были созданы новые две версии ММРI-2 и ММРI-А разработанные Дж. Бетчеран и В. Далстраном.
2. Опросник Х. Шмишека – предназначен для диагностики акцентуированных типов личности. Этот опросник включает перечень вопросов, обращённым к различным установкам и особенностям отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе. По инструкции испытуемый должен выразить своё мнение по каждому вопросу «да» - «нет». При использовании данного опросника следует учитывать, что он не имеет шкалы лжи. Поэтому требуются специальные дополнительные действия диагностики для получения достоверных результатов: проявление максимума внимания на стадии инструктирования для выявления возможных отрицательных установок испытуемого на обследование, создание атмосферы доброжелательности и серьёзного настроя на работу.
3. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е.Личко. В этой методике использован типологический подход к описанию и диагностике личности здорового человека. ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуации характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В опросник были включены фразы по следующим темам: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон), отношение к близким и окружающим (родителям, друзья), к абстрактным категориям (к критике, наставлениям, правилам, законам).Данный опросник позволяет выявить психопатии и акцентуации характера подросткового возраста.
 
Методика «Конструирование»
Предназначена для исследования пространственного праксиса. Доп.: зрительная память, моторика, внимание. 3 варианта: 1) конструирование по подражанию; 2) конструирование по образцу; 3) конструирование по памяти. Возраст: дошкольный возраст, младшие классы ОПФР. Стимулирующие материалы: набор палочек одного цвета, лист А4, подкладки. Техника: 1) по подражанию – экспериментатор кладёт палочку, ребёнок так же. 2) по образцу – взрослый выкладывает готовую конструкцию и предъявляет её в готовом виде, ребёнок выкладывает такую же. 3) взрослый предлагает готовую конструкцию, 3-10 сек. Ребёнок её воспринимает. «Посмотри и построй такую же». Оценка: 1. подсчёт количества использованных палочек ребёнком. Все ли он элементы произвёл? 2. Положение полочек между собой; 3. Расположение фигуры относительно листа (зеркальное изображение, под углом). Интерпретация: вывод о сохранности пространственного анализа.
 
 
Методика «Предметная классификация»
Валидна для определения понятийного мышления (возраст испытуемых - 6-8 лет), для исследования процессов обобщения, умение выделять существенные признаки, изучение последовательности умозаключения. Стимулирующий материал: карточки с предметами- 70, протокол, карточки с реалистическими изображениями – 8. Ограничение – для незрячих. Техника: Задание проходит в 3 этапа с последовательными инструкциями.
1 этап «Разложи карточки так, чтобы предметы, подходящие друг к другу, оказались в одной группе. Количество групп не ограничивается». После выполнения задания у ребёнка спрашивают, почему эти карточки поместил вместе и какое название им даётся.
2 этап «Ты верно объединил карточки в группы. Дай этим группам короткое название».
3 этап «Как ты объединил карточку с карточкой в группы и назвал их, так объедини теперь группу с группой, не перекладывая карточки. Групп должно быть как можно меньше. Назови их». В протоколе фиксируются этапы выполнения работы, название групп, вопросы и ответы испытуемого. Можно оказывать стимулирующую помощь, задавать уточняющие вопросы. Оценивается:
·         Показатель работоспособности, темп, мотивация;
·         Критичность и адекватность реакций;
·         Особенности зрительного восприятия;
·         Уровень доступности заданий;
·         Объём помощи;
Действия ребёнка, его вопросы и высказывания.
 
Методика Кооса
Данная методика направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке, анализу фигуры (по чертежу) и её последующему синтезу (из кубиков). Кубики Коса (16 штук) имеют одинаковую раскраску: синюю - красную, жёлтую - белую, бело-красную, жёлто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей с изображениями фигур разной сложности, составленных из 4, 9 или всех 16 кубиков.Методика используется для исследования детей самых разных возрастов (от 5 и старше) в зависимости от цели исследования. Ребёнку дают кубики и какой-либо из чертежей и просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Необходимо начинать с лёгких чертежей. Можно проводить диагностическое «обучение» по специальной схеме, пользуясь определёнными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Данная методика позволяет выявить возможность ребёнка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как анализ и синтез на материале конструктивной внеречевой деятельности. Это является особо важным критерием в тех случаях, когда ребёнок не владеет речью, не понимает или не слышит обращённой к нему речи, либо по каким-то другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослым. Методика помогает установить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формам поражения головного мозга (опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга).
 
Дифференциальная диагностика умственной отсталости
Подходы к диагностике УО. 1). Традиционный  методический подход.Право на постановку диагноза УО имеет только врач.Для врача существует 3 диагностических критерия:
1. наличие органического поражения ЦНС;
2. отсутствие прогрессирования в состоянии;
3. слабость усвоения ЗУНов.
В этом подходе существуют свои минусы и проблемы. В первую очередь это сложность определения органического поражения ЦНС. Методы: А)лабораторный – аппаратурой определяется тяжело; Б) наблюдение – важным для врача является длительное наблюдение, врач изучает динамику (если это органика, то функция не восстанавливается).В)метод клинической беседы. 2). Психометрический подход. Психометрия – измерение психики. Критерием для врача является показатель интеллекта - IQ. От 69 и ниже (по кривой Пауса) – это УО. Основным методом определения IQ для постановки диагноза является тест Векслера. У него есть свой минус: ненадежность из-за возможности «поднатаскать» ребенка. 3). Патопсихологический подход. В его основе лежит анализ структуры нарушения, т.е. каждое нарушение имеет свою структуру => свой диагноз (с выделением первичного звена и определение взаимосвязи между симптомами нарушения развития). Признаки олигофрении.
  1. Тотальное недоразвитие психики. 2. Признак иерархичности недоразвития (чем моложе функция, тем больше она страдает, чем древнее, тем меньше, например, простые бытовые высказывания доступны, а умозаключения – нет).
 
Дифференциальная диагностика интеллектуального и речевого недоразвития
Дифференциальная диагностика речевых нарушений и УО может быть затруднена, т.е. общее психическое недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, а с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В ряде случаев диагностика может быть успешный только в результате динамического изучения ребенка в процессе коррекционных занятий, в отличие от детей с отклонениями в умственном развитии, имеющими тот или иной интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности. У детей с ТНР наибольшие трудности вызывают задания, требующие участия речи.
У детей ОНР не наблюдается инертности психических процессов в отличие от УО детей, они способны к переносу усвоенных способов умственных действий на другие аналогичные задания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании обобщенных способов действий, если они не требуют речевого ответа. У детей с ОНР отмечаются более дифференцированные эмоциональные реакции, они критично относятся к своей речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно стараются избегать речевого ответа. Их деятельность носит более контролирующий характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий. Дифференциальной диагностике речевой и интеллектуальной недостаточности могут помочь дополнительные методы. Методы, например, электроэнцефалографическое исследование (у детей с ОНР изменения чаще затрагивают височно-теменно-затылочные зоны), а также анализ динамики психического развития ребенка.
 
Методика «Матрица Равена»
Предназначен для оценивания наглядно-образного мышления (НОМ) у младших школьников. Здесь под НОМ понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития НОМ, в данной методике представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребёнку предлагается серия из 10 постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице, представленных в верхней части, и подбор одного из 8 данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей её рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребёнок должен узнать ту из деталей (тот из 8 имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т. е. соответствует её рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. На выполнение всех 10 заданий ребёнку отводится 10 минут. По истечении времени эксперимент прекращается и определяется кол-во правильно решённых матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребёнком за их решения. Каждая правильно решённая матрица оценивается в 1 балл.
 
Методика Векслера
Валидна для определения уровня умственного развития, валидна относительно наглядных форм мышления, понятийного мышления. Дополнительная валидность – для исследования зрительного восприятия сенсорики, внимания, памяти. Методика позволяет оценить интеллект человека с помощью количественного показателя – IQ. Используется для дифференциации здоровых детей и детей с интеллектуальной недостаточностью, для изучения интеллектуальной деятельности детей с ЗПР, для анализа причин неуспеваемости. Преимущества: большой возрастной диапазон. I интеллектуальная шкала для взрослых – 16-64 лет. II шкала для детей 5-16 лет. III шкала для детей дошкольного и младшего школьного возраста 3-75 лет. Задания объединяются в субтесты и расположены в порядке возрастающих трудностей. Шкалы построены по типу тестовой батареи. Субтесты не изобретены Векслером, а им объединены. 12 субтестов (6 верб. и 6 неверб.) Для детей дошк. И школьного возраста субтесты чередуются (вербальные – невербальные), а для взрослых – сначала вербальные шкалы, затем невербальные. На всех возрастных уровнях используются одни и те же задания, что позволяет проследить изменения одних и тех же интеллектуальных характеристик на протяжении всей жизни. Вербальная шкала: 1) осведомлённость (проверяется запас знаний); 2) сходства (сравнение 2ух предметов); 3) арифметика (устное решение задач школьной программы); 4) словарный запас ((объясни значение слова); 5) понимание (полнота понимания смысла выражения); 6) повтор цифр (диагностика оперативной памяти). Невербальная шкала: 1) недостающие детали (завершение картинок); 2) кодирование (копируй простые символы); 3) упорядочение картинок; 4) композиция из кубиков (2, 4, 9 кубиков); 5) сборка объектов (складывание из частей фигур, картинки); 6) лабиринты (найди выход). По каждому субтесту выставляется отдельно сырая оценка (арифметическая сумма очков за выполнение заданий). В одних субтестах 2-балльная шкала, в других 3-балльная. При вычислении Q проводится процедура шкалирования сырых оценок, суммируют шкалирование и с помощью специальных таблиц определяют: Q-вербальный, Q-невербальный, Q-общий. Интерпретация: количественная (подсчёт по таблице), качественная (анализ уровня развития определённых функций Q).
 
Методика Леонтьева
Валидна для исследования памяти (опосредованного запоминания), логического мышления. Дополн. валидность: самостоятельность, критичность.Возраст: с 6 лет и старше.Стимульный материал: набор карточек, на которых дети при запоминании могут опереться, т.е. опорные картинки и набор из 15 слов разной степени абстрактности.Техника: перед ребенком раскладывают картинки: «Сейчас я назову слово, а ты попробуй подобрать к нему картинку из тех, что лежат перед тобой, такую, которая тебе чем-то напоминает слово. В конце нашей беседы я снова покажу тебе те картинки, которые ты подобрал к словам, а ты попробуешь, глядя на них, вспомнить, какие слова я тебе говорила».Характеристика анализа: анализируется характер связи, которые испытуемый установил между словами и изображением на карточке.Например: Берется слово «Обед». Тебе нужно запомнить слово «обед», здесь нет картинки, на которой нарисован «обед», но ты можешь подобрать картинку, которая напоминает «обед». Можно выбрать «хлеб». Если ребенок может объяснить, почему он выбрал эту картинку, значит, он правильно понял инструкцию. Интерпретация: если ребенок для двух слов при предъявлении карточки не может припомнить соответствующее слово, то такие ошибки свидетельствуют об отсутствии способности удерживать в памяти опосредованные связи и невозможность припоминания по ассоциациям. Если объяснение связей нарушается в 7 словах, значит, процесс установления опосредованных связей затруднен, а сами связи непрочны.
 
Методика «Сравнение понятий», «Определение понятий»
Валидна для усвоения процессов анализа и синтеза, развития операции сравнения. Используется для изучения мышления школьников любого возраста. Форма работы: индивидуальная. Материал: нет (устно), у диагноста – пара понятий.Инструкция: испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, затем различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Например, «Утро и вечер». Сходны тем, что это части суток. Различны тем, что «утро» - начало дня, а «вечер» - конец.Сравнение понятий:1. ботинки – карандаш. 2. ветер – соль. 3. ворона – воробей. 4. девочка – кукла.В списке имеются и несравнимые понятия. Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые несравнимы. Дальше не разъяснять. Интерпретации: норма – 18-23 сравниваемых  понятий.Ребёнок может настаивать на сравнимости несравнимых понятий и придумывать неестественные объяснения, это склонность к демагогии. «Определение понятий» (начало см. выше).Материал: наборы слов.Инструкция: перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что встретился с человеком, который не знает значение каждого из этих слов, ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово.Далее ребенку предлагается дать определение последовательности слов, выбранной наугад и 5 предложенных наборов. Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться, что он его понимает.Интерпретация: за каждое правильное определение слова – 1б. На 1 слово – 30 сек. Если определение не совсем точное – 0,5 баллов. Оценка результатов: максимум 10 баллов, минимум – 0 б.Уровень развития: 10б – очень высокий, 8-9 – высокий, 4-7 – средний, 2-3 – низкий, 0-1 – очень низкий.
 
Обучающий эксперимент как метод диагностики нарушений развития
В диагностическом задании ребенку может быть оказана помощь (если не стандарт.).Три правила:1.Продуманная, редкая, ненавязчивая. 2. Начинать с более легких видов помощи, постепенно наращивая, если ее недостаточно. 3. Характер помощи должен быть отражен в протоколах обследования.Виды помощи: 1. Стимулирующая (побуждение к выполнению задания, мотивация). Может быть: вербальная стимуляция, невербальная коммуникация (взгляд, жест, прикосновение, мимика). 2. Организующая (нуждаются дети с церебрастенией, гипердиномическим синдромом, трудностями в обучении). Приемы помощи: повторить инструкцию, уточнить, что должны сделать; использовать приемы для концентрации внимания (есть ошибка, показ ошибки, переспрашивание); анализ конечного продукта; показ (действия не комментируются, а показывается способ решения части или одной из диагностических задач, может быть подсказка); наводящие вопросы. 3. Обучающая – используется, если остальные виды помощи недостаточны.При обучающей помощи, дав аналогичное задание, нужно проверить, воспользовался ли ребенок помощью. Идея обучающего эксперимента принадлежит Выготскому. Он писал: «обучение не должно плестись в хвосте развития, а должно быть развивающим». Основные критерии – степень обучаемости (способности усваивать новые задания с помощью взрослого). Этот метод антипод тестового метода. Даем задачу из зоны ближайшего развития и оказываем дозированную помощь, начиная от более легкой к более сложной. Оценка успешности не только по конечному результату (смог решить или нет), но и как решал (с помощью или без). Результат заносится в протокол, где помечается: как выполнялся тест (техника выполнения), с помощью или без; вид помощи, объем помощи, достиг ли ребенок конечного результата с помощью или без.
 
Наблюдение как метод диагностики особенностей психофизического развития
Преднамеренное, планомерное восприятие, целью которого является определение наличия или изучения каких-либо явлений или объектов.
Отличительные особенности:непосредственное восприятие при изучении. Предмет наблюдения:различные особенности вербального и невербального поведения, деятельности, вегетативных реакций. Формы регистрации:данных наблюдений: а) протокол сплошной, структурированный; б) дневник, «карточки развития»; в) кино, видео, аудио, фоторегистрация. Виды описания при наблюдении:качественные, количественные (шкалирование). Виды наблюдений:
а) по продолжительности (лонгитюдное, единочное, отднократное, периодическое);
б) по цели (выборочное, сплошное);
в) по степени стандартизации (структурированно, свободное);
г) в зависимости от ситуации наблюдения (естественно-полевое, лабораторное);
д) в зависимости от позиции наблюдателя (открытое, скрытое, пассивное-внешнее, активное-включенное).
Содержание наблюдения при изучении:
а) наблюдение при первичном знакомстве (внешний вид, физическое развитие, особенности моторики, особенности речи, социальное поведение. б) наблюдение в процессе учебной деятельности (особенности внимания, работоспособность, реакция на одобрение, неудачу, особенности настроения, признаки невротической напряженности.
в) наблюдение за игрой (характер эмоциональных реакций при виде игрушек, выбор игрушек и интерес к ним, адекватность использования игрушек, способность самостоятельно организовывать игру, характер игровых действий, наличие сопроводительной речи).
Достоинства:изучение естественного поведения, позволяет изучить психические процессы в естественных условиях, не требует специального оборудования, исключает дополнительные психоэмоциональные нагрузки ребенка.
Недостатки (ограничения):субъективный: установки, интересы, психические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результат наблюдения: искаженное восприятие событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы, он воспринимает избирательно только часть происходящего; длительность наблюдения приводит к усталости, что увеличивает опасность неточных записей; определенные трудности – интерпретации данных; значительная затрата времени: ограниченность обработки результатов, фиксация результатов. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественность проведения, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего. Эффективен для исследования личности детей с ОПФР. Наблюдают поведение, межличностные отношения, навязчивые и стереотипные движения, эмоциональное состояние.
 

Разработка дизайна и сопровождение сайта: Anton Usertiger, usertiger(@)tut.by

Сайт зарегистрирован в Государственном регистре информационных ресурсов РБ. Регистрационное свидетельствово №: 1441101602 от 16.06.2011г.