РусскийБеларускiEnglish

Поступление в школу – один из наиболее важных периодов в жизни ребенка. Каждый год с 1 сентября начинается новый этап жизни не только тысяч первоклассников, но и их родителей.
Школа – своеобразный экзамен для родителей, так как именно в школе проявляется результат ваших воспитательных усилий. Одни испытывают гордость за своих детей, зная, что в школе у ребенка все хорошо, он успешно справляется с учебными нагрузками. И совсем иные чувства испытывают родители, если ребенок отстает от сверстников, е справляется с новыми требованиями и при этом теряет интерес к учебе.
То, насколько легко ребенок адаптируется к школе, будет ли он успешно усваивать школьную программу, в первую очередь зависит от того, насколько ребенок подготовлен к обучению в школе.
Психологи называют эту готовность психологической.
Проблема готовности к школе возникла несколько десятков лет назад, в связи со снижением сроков систематического обучения в школе (мы шли в школу с 7 лет, на предмет психологической готовности нас никто не проверял, а наши дети – с 6 лет). Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать процесс обучения, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье.
Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка с момента рождения: в общении с родителями, позже – со сверстниками, в игре, труде, дошкольном обучении.
А психологическая готовность состоит из нескольких компонентов.
Прежде всего, у ребенка должно быть сформировано желание идти в школу (на языке психологии – мотивация к обучению).
 Как правило, большинство идет детей в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Если родители искренне интересуются школьной жизнью ребенка, расспрашивают его о школе, помогают справляться с трудностями, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию.
Но у всех ли детей в основе этого желания лежит познавательный интерес, желание учиться, узнавать новое? Конечно, нет. Кому-то просто не хочется больше оставаться в детском саду, кто-то хочет быть большим, не хочет спать днем и т.п.
В основе мотивационной готовности должен лежать познавательный интерес, познавательная потребность, умение трудится. Почему же он есть не у всех? Надо сказать, что познавательная потребность существует у каждого ребенка с момента рождения, а дальше она – подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому, очень важно терпеливо отвечать на все вопросы «почемучек». Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка, даже если ответа на вопрос не знаете. Не страшно признаться в этом ребенку, покажите, как пользоваться, например, энциклопедией, вместе найдите ответ на интересующий вопрос. Такой подход не только удовлетворит познавательную потребность ребенка, но и научит его трудиться (то, как родитель добывает знания, будет хорошим примером для ребенка)
Чаще играйте с ребенком, используя различны развивающие игры. Обращайте внимание, как ребенок реагирует на трудности (бросает или «пыхтит», пытаясь довести начатое дело до конца). Обязательно учите ребенка доводить любое начатое дело до конца. Трудно, не понимает – объясните, помогите, подбодрите если необходимо. И обязательно похвалите за полностью выполненную работу.
Кроме того, первоклассник должен обладать определенной долей самостоятельности – уметь приготовить свое рабочее место к уроку, обслужить себя: самостоятельно есть, убирать за собой посуду, завязывать шнурки.
Все эти навыки формируются у ребенка в повседневной жизни: обратите внимание, есть ли у него домашние обязанности, убирает ли ребенок за собой кровать, моет ли посуду, может ли самостоятельно одеваться. Эти навыки только помогут ребенку в школе.
К моменту поступлению в первый класс, ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, взрослыми. На языке психологии эти навыки называются – коммуникативной готовностью. Школа – это детский коллектив. Самочувствие в школе зависит, прежде всего, от того, насколько комфортно ребенок чувствует себя в классе, принимают ли его сверстники. Обычно с проблемами социального характера сталкиваются дети, не посещавшие детский сад, единственные в семье. Ребенок, который привык быть в семье центром внимания, объектом заботы взрослых, оказавшись в ситуации, где все делается по команде, где с его желаниями не очень-то считаются, а другие ребята имеют точно такие же права, что и он сам, нередко испытывает, так называемый, социальный стресс, который сказывается и на адаптации ребенка к школе. Пересмотрите свои взаимоотношения с ребенком. Не слишком ли вы его опекаете, достаточно ли самостоятелен ваш малыш, умеет ли он общаться, играть, может ли договориться с другими детьми, взрослыми, согласен ли идти на компромиссы, соблюдает ли дистанцию в общении со взрослыми? Если проблемы имеются, обратитесь за помощью к психологу.
Следующий компонент — волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца, соблюдать правила поведения на уроке, перемене. Согласитесь, без этих навыков в школе не обойтись. Конечно, в первых классах учителя активно используют игровые методы, проводят физкультминутки, чтобы дети меньше уставали. Но, так или иначе – урок – это своеобразная форма принуждения – нельзя выходить из класса без разрешения, необходимо выполнять указания учителя и т.п…. И ребенок, которому не знакомо слово «нельзя» даже в самой доброжелательной и благополучной атмосфере будет чувствовать себя не комфортно.
Заранее обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он столкнется в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Можно уже сейчас составить с ребенком распорядок дня, следовать ему и следить за его соблюдением. Четкая упорядоченность дел ребенка стабилизирует нервную систему, нагрузка на которую в 6-7- лет очень велика. Особенно рекомендован режим дня гиперактивным детям.
 Как же развить волевые качества, навыки произвольной саморегуляции?
Прежде всего, в играх по правилам. Дети, посещающие детский сад обучаются действовать по правилам в сюжетно-ролевых играх. Дома с этой целью можно использовать любые настольные игры, в которых существуют правила (игры – ходилки, шахматы, шашки и т.п.). Зачастую родители, стремясь уберечь ребенка от лишних переживаний, уступают ребенку в игре, поддаются. Ничего, кроме вреда такая тактика не дает. У детей формируется неадекватно завышенная самооценка. В играх со сверстниками такие дети очень эгоистичны, стремятся, во что бы то ни стало побеждать, проигрыш всегда оправдывают, обвиняя окружающих. Как правило, не складываются отношения с одноклассниками, частые конфликты.
Хорошо развивает произвольность – графический диктант. Не обязательно превращать этот вид деятельность в необходимую тренировку. Лучше обыграть. Например, предложите ребенку поиграть в школу. Сначала родитель диктует ребенку узор по точкам, потом ребенок родителю и проверяют работы друг друга. Помимо произвольности поведения, такой вид деятельности развивает и внимание. Все помнят любимую многими в детстве игру «Да - нет не говорить, черное – белое не носить».
Очень много в первом классе основано на выполнении заданий по образцу: элементы букв, математические фигуры.
Как научить ребенка работать по образцу? Опять-таки, в играх
Выкладываете мозаику – по образцу, строите замок из lego – по схеме, срисовываете фигуры.
Очень эффективно в плане развития и саморегуляции и мышления конструирование.
Не ждите, что ребенок сможет прочитать схему к конструктору, срисовать фигуру по клеточкам самостоятельно. Вспомните, как ваши дети играют с конструктором – чаще всего выстраивают замки, машины, исходя из собственных изображений. Такая игра, кроме фантазии, к сожалению, ничего не развивает.
Начать конструировать лучше вместе с ребенком, лучше с обучения работе по образцу. Это может быть реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Деталей должно быть больше, чем нужно для конструирования, с тем, чтобы малыш научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. Наблюдайте за характером и последовательностью строительства, при этом обратите внимание на следующие моменты:
1. Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом — это означает, что он должен удерживать заданную вами цель.
2. Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, то есть иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).
3. Но и это еще не залог правильней сборки. В процессе работы он должен корректировать свои действия, то есть постоянно сверять полученные результаты с эталоном.
5. По окончании сборки попросите ребенка проверить насколько точно его конструкция соответствует образцу. Если вы заметили, что ребенок допускал ошибки на каком-либо этапе сборки, проанализируйте вместе с ним их причины. Попросите ребенка внести необходимые исправления.
 Этот вид деятельности развивает так же конструктивное мышление, так необходимое при освоении математики.
Ну и конечно, самым важным при подготовке ребенка к школе является соответствующее возрасту умственное развитие или, говоря языком психологов – интеллектуальная готовность.
Во-первых, сам термин «интеллектуальное развитие» часто неправильно понимается родителями. Часто интеллектуальное развитие путают с обученностью. Обученность – это умения, навыки, которым ребенка обучили – умение считать, писать, читать. Конечно, элементарные навыки у ребенка должны быть (как правило, их он получает в детском саду). Это - знание букв, геометрических фигур, счет в пределах 10, умение ориентироваться в пространстве, не путаться в понятиях – «левый», «правый», «верх – низ», «над – под», «перед – после». Ребенок должен уметь сравнивать фигуры, числа: больше, меньше, равно, слышать и различать звуки в слове.
В последнее время появилось множество новых форм обучения до школы: развивающие центры, воскресные школы, где проводится подготовка детей к школе. Старания родителей порой не знают меры, возможности детей в расчет не принимаются. Детей буквально силой «натаскивают» к школе. За короткое время дети проходят программу первого класса (считают до 100, читают 80 слов в минуту).
Конечно, на первое время такое обучение может даже создать ребенку временную успешность. Но тут же кроется и опасность – ребенку становится скучно учиться, он не прилагает усилий, не трудится. Какое-то время ребенок успешен, родители спокойны и довольны. А вот когда запас знаний иссякнет – не понимают, почему ребенок не усваивает учебный материал.
А все очень просто: ребенка «натаскали», а развития основных познавательных процессов, которые обеспечат в дальнейшем успешное обучение, ребенок не получил.
Важнее не улучшать технику чтения, а развивать речь;
Не писать – а создавать условия для развития мелкой моторики;
Развивать память, внимание, основные мыслительные процессы;
Прочла мама книгу – пусть ребенок расскажет. Учите ребенка пересказывать, отвечая на вопросы по тексту.
Обратите внимание на речь. Дефекты речи необходимо устранять до школы.
Самые большие трудности, с которыми сталкиваются первоклассники – слабое развитие мелкой моторики. Лепите с ребенком из обычного пластилина, из теста из пластики для запекания; разукрашивайте с ребенком карандашами, следите, чтобы ребенок не выходил за контуры; вырезайте по контуру. Сейчас в продаже появилось очень много прописей для дошколят. Если вы приобретаете ребенку такую пропись, прежде проследите, правильно ли ребенок держит ручку, наклонена ли у него тетрадь, ровная ли спинка.
Для развития памяти – заучивайте с ребенком четверостишья, просите ребенка рассказывать подробно обо всем, что произошло с ним в садике за день.
Для развития внимания очень хорошо подходит так называемая «корректурная проба», которую легко можно превратить в игру. Возьмите любую газету. Договоритесь вычеркивать определенные буквы. Например, вычеркиваем буквы «В» и «Р». Засекаете время – 3-5 минут, после чего работу ребенка проверяете вы, а вашу – ребенок. У кого меньше ошибок? Постепенно это задание можно усложнять, вычеркивая не две, а три буквы. Одну букву вычеркиваем прямой чертой, другую – обводим в кружок и т.п.
Что касается мышления, в 6-7 лет ведущим видом мышления все еще является наглядно-образное. Работая со схемами, вы помогаете ребенку развивать именно этот вид мышления. Нарисуйте схему комнаты, спрячьте в ней какой-нибудь предмет и на схеме укажите место крестиком. Пусть ребенок найдет. Играйте в морской бой. В этой игре хорошо развивается пространственное мышление. Срисовывайте сложные фигуры по клеточкам.
Учите ребенка сравнивать предметы между собой, находить сходства и отличия, объединять в группы, находить лишнее, устанавливать закономерность. Все это поможет ребенку при освоении нового вида мышления – логического.
При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. При поступлении в школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения «Я могу делать вот это и это», чем с ощущением «Я не умею ничего, что умеют другие дети».
Какими же навыками должен владеть ребенок, чтобы в первом классе учиться без проблем?
1.       Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилию). Уметь   называть полное имя, отчество, фамилию мамы, папы;
2.       Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и дет снег», «В какое время года листья желтеют и опадают?», «Когда мы собираем грибы и ягоды?»;
3.       Ориентироваться в пространстве: знать что такое "слева", "справа", "вверху", "внизу", "между", разбирается ли в отличии "вчера" от "сегодня" и "завтра";
4.       Хорошо если ребенок может прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений;
5.       Быть в состоянии скопировать или написать сам простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно»;
6.       Прямой и обратный счет в пределах двадцати;
7.       Уметь складывать и вычитать числа в пределах десятка;
8.       Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это транспорт или средства передвижения. Если предложен ряд слов: туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь»;
9.       Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: сыр, масло, пластилин, колбаса. Ребенок должен не только исключить лишнее слово пластилин, но и объяснить, почему лишним является именно оно. Пластилин – несъедобный. Все остальное – еда;
10.   Находить сходство и различия между предметами:
a.       что общего между морковью и картофелем?
b.      Чем они отличаются?;
11.   Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Можно попросит, чтобы ребенок сначала расположил картинки в нужном порядке. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень хорошо если ребенок упоминает об эмоциональном состоянии героев рассказа;
12.   Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат), уметь их рисовать;
13.   Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов;
14.   Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд;
15.   Для выяснения того, насколько развита память, прочитайте ему 10 слов (например: мышь, снег, мяч, шум, слон, сын, весна, кот, стол, рак); затем попросите его повторить прочитанное. Прочитайте слова всего 4 раза и каждый раз требуйте повторения. Если в результате оказались выученными 8—9 слов, а количество повторяемых слов постоянно увеличивалось, то можно считать, что память ребенка не внушает опасений;
16.   Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше – обед или ужин? Весна или лето», «Кто больше – корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш – теленок. А у лошади - ?;
17.   Знать 10 - 12 основных цветов.
И самое главное, как бы хорошо ребенок не был подготовлен к школе, не пропускайте трудности, возникающие у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. В первом, втором классах детям не ставят отметок, не задают домашних заданий, но это не значит, что родители отдали в школу – и забыли.
Я рекомендую ежедневно интересоваться успехами ребенка.
Отслеживайте, что у ребенка получается, а что пока нет, помогайте ему понять непонятное. Ежедневно спрашивайте, что произошло за день в школе, что нового ребенок узнал, что получается, а что нет, но не в коем случае не показывайте ребенку свою озабоченность школьными успехами. Наоборот, вселяйте уверенность, что все получится. Поддерживайте ребенка в его стремлении добиться успеха. В каждой работе находите, за что можно было бы его похвалить.
Очень многое в жизни первоклашки зависит от того, как сложатся отношения с учителем, причем не только его, но и ваши. Помните, что для первоклашки учитель – наивысший авторитет. Уважайте мнение ребенка о своем учителе, не позволяйте себе нелесные высказывания в адрес учителя в присутствии ребенка. В конце концов, учитель – прежде всего – человек и ему, как и всем людям, свойственно ошибаться. Решайте возникающие недоразумения один на один с учителем.
Родители часто задают вопрос: как выбрать учителя?
Обратите внимание, со взрослыми какого возраста ваш ребенок легче всего устанавливает контакт (например, с воспитателями в детском саду). Кто-то из детей быстрее находит общий язык с молодыми педагогами. Другим будет лучше в классе, в котором руководит опытный, среднего возраста учитель. Третьи, возможно, комфортнее чувствуют себя в обществе пожилого педагога. Очень важен и индивидуальный стиль общения педагога с ребенком. Он напрямую не связан с возрастом учителя. Есть педагоги живые, активные и более спокойные, строгие и мягкие. Ориентируйтесь на совместимость ребенка с тем или иным человеком (например, его опыт общения с воспитателями детского сада).
Особенно внимательно следует отнестись к выбору учителя родителями гиперактивных и медлительных детей. Медлительным детям очень подходят учителя: 1) флегматичные по темпераменту 2) не передовые, а консервативные; 3) добродушные, не склонные повышать голос.
Гиперактивных детей недопустимо отдавать в школу, если им еще не исполнилось 7 лет. Ребенок может быть сколь угодно развитым интеллектуально, но психофизически он еще не готов к ситуации школьного обучения. Желательно, чтобы учитель был спокойный, но строгий с твердым характером, терпеливый и доброжелательный.
Выбранную учительницу следует заранее предупредить об особенностях поведения ребенка. Кстати, по реакции учителя на ваше заявление можно определить, насколько верен ваш выбор.

Разработка дизайна и сопровождение сайта: Anton Usertiger, usertiger(@)tut.by

Сайт зарегистрирован в Государственном регистре информационных ресурсов РБ. Регистрационное свидетельствово №: 1441101602 от 16.06.2011г.